Как проверить компанию перед сделкой. Второй этап: полномочия подписанта и признаки банкротства
Задачи этапа: проверить полномочия руководителя и подписанта на сделку, убедиться в отсутствии признаков ликвидации или банкротства.
Удостовериться в полномочиях руководителя и подписанта
Прежде, чем подписывать договор, нужно проверить физлиц, которые представляют компанию. Иначе позже можно узнать, что руководитель — “номинал”, либо что у руководителя или представителя по доверенности не было полномочий на заключение сделки. Если договор подписал дисквалифицированный руководитель или неуполномоченное (а также неустановленное) лицо, высока вероятность проблем, связанных с применением налоговых вычетов: отказа в возмещении НДС или доначисления НДС и налога на прибыль.
Начать лучше с проверки руководителя. Данные о нем содержит раздел выписки из ЕГРЮЛ “Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица”. Эти сведения есть и в сервисе Rusprofile.
Обратите внимание: проверять данные и полномочия руководителя нужно всегда: даже если договор подписывает не он, а представитель по доверенности. Связано это с простым правилом: он не может передать по доверенности больше прав, чем имеет сам.
Что нужно сделать при проверке руководителя?
- Сверить его фамилию, имя, отчество в паспорте и в ЕГРЮЛ. Также не лишним будет запросить копию документа о его назначении (для большинства компаний это будет протокол или решение) и устав. Устав нужен, чтобы удостовериться в полномочиях руководителя на заключение сделки отсутствии особых ограничений. Например, если устав предусматривает более низкий, по сравнению с установленным законом, порог для определения крупной сделки. Строго юридически, такие сделки, с более низким порогом по уставу, не считаются крупными с точки зрения закона. Однако порядок одобрения крупных сделок к ним применяется.
- Проверить действительность его паспорта с помощью специального сервиса МВД.
- Уточнить, не внесен ли руководитель в реестр дисквалифицированных лиц.
- Запросить копию его паспорта, чтобы сохранить ее в досье на контрагента.
Что нужно сделать при проверке подписанта по доверенности?
Сначала все равно проверить руководителя, как описано выше. В отношении представителя — предпринять следующие шаги:
- Сверить данные его паспорта со сведениями, которые указаны в доверенности.
- Уточнить действительность его паспорта с помощью сервиса МВД.
- Проверить содержание и срок действия доверенности.
- Запросить копию его паспорта и заверенную копию доверенности, чтобы сохранить их в досье на контрагента.
Помимо проверки документов, желательно встретиться лично или поговорить по видеосвязи с руководителем или тем, кто будет подписывать договор. Так вы удостоверитесь, что этот человек существует, и он в курсе совершаемых действий.
Проверить компанию на признаки ликвидации или банкротства
Первый риск банкротства или ликвидации — контрагент не исполнит договор. Второй риск связан с вероятностью оспаривания сделок, которые были заключены за 3 года до банкротства.
Нужно удостовериться, что суд не рассматривает заявление о банкротстве потенциального контрагента, а также что компания не находится в процессе банкротства либо ликвидации (реорганизации). Это можно сделать с помощью сервиса Rusprofile, или информации из ЕГРЮЛ и Федресурса.
Для минимизации риска банкротства желательно также ознакомиться с финансовым положением компании, в том числе, посмотреть основные финансовые показатели и данные бухгалтерской отчетности. Это тоже можно сделать с помощью сервиса.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
На каждого контрагента, с которым компания заключает договор, желательно создавать досье. Большую часть документов достаточно сохранить в электронном виде. В бумажном варианте нужно хранить только те документы, которые сам контрагент представил в распечатанном виде — например, заверенные копии учредительных и регистрационных документов, паспортов, доверенности.
Другие статьи
-
Как проверить компанию перед сделкой. Первый этап: знакомство с контрагентом
Проверка контрагента нужна, чтобы избежать проблем с применением налоговых вычетов, возвратом НДС, а также доначислением НДС и налога на прибыль. На случай спора с налоговой важно запастись доказательствами осмотрительности и реальности сделки. Также она помогает узнать больше о бизнес-партнере и минимизировать риск неисполнения обязательств. Процесс проверки состоит из нескольких стадий. В этой статье расскажем о первом этапе: знакомстве с контрагентом. Материал подготовлен с учетом положений письма ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ о применении статьи 54.1 НК РФ и обновленных требованиях к проверке контрагентов.
• Статья -
Как проверить компанию перед сделкой. Третий этап: оценить ресурсы контрагента для исполнения сделки
Проверка контрагента нужна не только чтобы избежать проблем с налогами, но и для минимизации рисков неисполнения договора. В прошлых статьях рассказали о стадиях знакомства с контрагентом, о проверке полномочий и рисках ликвидации. В этом материале делимся рекомендациями о третьем этапе проверки — оценке ресурсов и деловой репутации контрагента. Статья подготовлена с учетом положений письма ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ о применении статьи 54.1 НК РФ и обновленных требованиях к проверке контрагентов.
• Статья -
Как проверить компанию перед сделкой. Четвертый этап: анализ финансов и долгов перед бюджетом
Проверка контрагента нужна не только чтобы избежать проблем с налогами, но и для минимизации рисков неисполнения договора. В этом материале — о том, как проанализировать финансовое состояние компании и узнать о ее долгах перед бюджетом. Статья подготовлена с учетом положений письма ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ о применении статьи 54.1 НК РФ и обновленных требованиях к проверке контрагентов.
• Статья